Известия,
18 апреля 2024 г.
Третьим будешь: в РСА предлагают новый вариант возмещения по ОСАГО
373 просмотра
Россиянам могут предложить самостоятельно искать сервис, который займется страховым ремонтом автомобиля после ДТП. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) таким образом предполагают оживить практику выплат в натуральной форме. Кто в этом случае будет нести ответственность за качество ремонта и его сроки, выясняли «Известия».
Вышли на новый уровень ремонта
Российский союз автостраховщиков предлагает ввести трехуровневую систему компенсации по ОСАГО. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев в ходе круглого стола в Совете Федерации, посвященного проблемам и перспективам обязательного страхования.
— Сейчас конструкция двухуровневая. В соответствии с законом об ОСАГО, есть возможность для страховой компании направить транспортное средство для ремонта на станцию, с которой у страховщика заключен договор. В случае отсутствия такой станции выплатить возмещение деньгами, — напомнил Евгений Уфимцев. Он отметил, что страховщик ограничен законодательными сроками, возможностями сервиса обеспечить запчасти для конкретного ремонта и другими факторами.
Предложения РСА могут позволить выйти из ситуации, когда у страховой компании нет отвечающей требованиям СТО или все станции отказываются заключать договор. В этом случае потерпевший сможет предложить свой сервис, который, в соответствии с единой методикой восстановительного ремонта и ценовыми справочниками к ней, будет готов отремонтировать машину. Страховщик оплатит ремонт без учета износа деталей и запчастей.
— В данной схеме СТО должна подтвердить согласие на ремонт в рамках Единой методики (по справочникам РСА), а страховая компания гарантирует оплату счета техцентру в размере, определенном по Единой методике, — рассказали «Известиям» в пресс-службе РСА. Там пояснили, что пока трехуровневая система компенсации находится на стадии идеи.
— Возможность ее включения как альтернативного варианта в закон будет обсуждаться на различных площадках (ЦБ, Минфин, Госдума), и только при наличии поддержки она будет включена в законодательную инициативу, — отметили в пресс-службе РСА.
Ремонт в приоритете
Вступивший в апреле 2017 года федеральный закон установил приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Кроме того, он установил требования к станциям технического обслуживания (СТО), где можно было ремонтировать транспортные средства по договору со страховщиком.
Согласно закону, восстановление автомобиля можно выполнять на СТО, которые включены в реестр страховщика. Станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства потерпевшего. Исключение — случай, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку автомобиля до места ремонта.
Этот же закон запретил использование бывших в употреблении или восстановленных деталей. Таким образом, при «натуральном» возмещении по ОСАГО, в отличие от денежного, выплату рассчитывают без учета износа автомобиля и деталей.
Закон должен был защитить российских страховщиков от действий «недобросовестных автоюристов». Однако жесткие сроки ремонта и увеличение сроков поставок запчастей из-за введенных в 2022 году антироссийских санкций вынудили страховые компании отказываться от выплат в натуральной форме в пользу денежных. По статистике РСА, за девять месяцев 2023 года доля ремонтов по ОСАГО составила всего 6%.
Предъявлять претензии будет бессмысленно
Евгений Уфимцев выразил надежду, что возможность проведения работ по страховке в «своем» СТО позволит увеличить объемы ремонта по ОСАГО.
В нынешних условиях идея РСА имеет право на существование, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. В то же время, по его словам, предложение РСА больше напоминает «игру в наперстки».
— По большому счету, разницы между предложенной схемой и выплатой компенсации потерпевшему деньгами нет. За исключением того, что ремонт машины оплатит не сам водитель, получивший страховку, а эту сумму техцентру переведет страховщик, — рассказал Ян Хайцеэр.
Принципиальное отличие от направления на ремонт, которое выдает страховщик, в том, что, по новой схеме, страховая компания не несет ответственности ни за качество ремонта, ни за его сроки, заявил вице-президент НАС.
С ним согласен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Он также считает, что при схеме возмещения вреда от ДТП, которую предлагает РСА, в случае каких-то вопросов или споров предъявлять претензии страховой компании будет бессмысленно, поскольку владелец разбитой машины сам договаривался с автосервисом о ее ремонте. При этом юрист называет предложенную схему вполне жизнеспособной.
— Ее принципиальное отличие от варианта, при котором страховщик выдает направление на ремонт, состоит в том, что у автомобилиста появляется возможность выбора. Он сможет починить машину в техцентре, которому доверяет, возможно, у него там работают друзья или знакомые. В случае ремонта по направлению страховой компании у него такой возможности нет, — заявил «Известиям» Сергей Радько.
Вместе с тем он отмечает, что для реализации инициативы РСА придется вносить серьезные изменения в законодательство. В первую очередь, уточнять сроки такого ремонта, а также решать вопросы с доставкой разбитого автомобиля в техцентр.
— По действующим правилам, автосервис, в который страховщик выдает направления на ремонт, должен находиться не дальше 50 км от места жительства потерпевшего или места ДТП. В противном случае, как показывает практика, страховая компания предпочитает не связываться с ремонтом машины и выплачивает компенсацию деньгами. Если выбор техцентра будет предоставлен автовладельцу, то возникает вопрос: кто будет платить за перевозку машины, которая не может ехать своим ходом, если найденный им автосервис находится дальше тех самых 50 км. Этот вопрос также необходимо будет четко прописать в законодательстве, — заявил юрист.
Негативно влияет на конкуренцию
Страховые компании и СТО выстроили хорошие взаимоотношения, заявил член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
— Несмотря на возможные разночтения в применении методики, пара «страховая – автосервис» сработалась для сохранения баланса интересов при расчете ремонта, — рассказал он.
Он отметил, что страховые компании и автосервисы договариваются по тем или иным тонким моментам при работе. Благодаря этим договоренностям удается и правильно подсчитать объем работ, и договориться о выплатах, и отдать клиенту машину в том состоянии, в котором она была до ДТП.
Илья Плисов также отметил, что, несмотря на позитивные тенденции во взаимодействии страховых и СТО, есть сложности при согласовании со страховой компанией самостоятельного выбора клиентом сервиса, который будет восстанавливать автомобиль. Это негативно влияет на конкуренцию.
— Формально нет никаких запретов на то, чтобы клиент пришел и сказал: у меня есть свой доверенный кузовной мастер, отправьте меня к нему. Но в этом есть серьезная проблема, — отметил Илья Плисов. — Зачастую, если клиент не настойчив, не знает законов и не воспользовался услугами юристов, то, вероятнее всего, страховая ему откажет по формальным признакам. Как решить эту проблему — законодательно или смотреть на правоприменение, — сказать сложно.
Евгений БАГДАСАРОВ, Кирилл САЗОНОВ, Роман СОЛДАТОВ
Вся пресса за 18 апреля 2024 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Выплаты, Ассоциации, союзы, пулы, фонды
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
14 августа 2024 г.
|
|
Коммерсантъ-Омск, 14 августа 2024 г.
За инсценировку 20 ДТП жителей Омска приговорили к колонии
|
|
Office life, Минск, 14 августа 2024 г.
Когда появится общий договор ОСАГО Беларуси и России и в чем его отличие от «автогражданки»?
|
|
БК55, Омск, 14 августа 2024 г.
В Омске инсценировщикам ДТП дали от 2 до 3,5 лет лишения свободы
|
|
Агентство городских новостей Москва, 14 августа 2024 г.
В Госдуме планируют обсудить вопрос изменения лимитов выплат для ремонта автомобиля по ОСАГО
|
|
Интерфакс, 14 августа 2024 г.
Семеро жителей Омска осуждены за инсценировку более двух десятков ДТП
|
|
23.мвд.рф, Краснодар, 14 августа 2024 г.
Житель Тихорецкого района уличен в мошенничестве и краже со счета
|
|
Газета.Ru, 14 августа 2024 г.
Эксперт рассказал, что ждать россиянам от свободных тарифов по ОСАГО
|
|
Губерния-Южный Урал, 14 августа 2024 г.
Телефонные мошенники выманили у пенсионерки из Озерска больше миллиона рублей
|
|
Континент Сибирь, Новосибирск, 14 августа 2024 г.
Новосибирцы стали меньше жаловаться на МФО и страховщиков
|
|
Деловой Петербург, 14 августа 2024 г.
Лишняя страховка
|
|
ПРАЙМ, 14 августа 2024 г.
«Согаз» расширил действие ДМС на Курскую, Брянскую и Белгородские области
|
|
Интерфакс, 14 августа 2024 г.
«СОГАЗ» упростил урегулирование убытков жителям Курской, Брянской и Белгородской областей
|
|
Известия онлайн, 14 августа 2024 г.
«Гражданка» на двоих: в Госдуму внесены поправки в закон «Об ОСАГО»
|
13 августа 2024 г.
|
|
Белгородские известия, 13 августа 2024 г.
Всего 11 раз
|
|
УралБизнесКонсалтинг, Екатеринбург, 13 августа 2024 г.
За I полугодие 2024 года количество жалоб свердловчан в Банк России сократилось на 10%
|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 августа 2024 г.
Перестраховщики должны поддерживать дисциплину андеррайтинга, чтобы смягчить убытки от страхования природных катастроф
|
|
Известия онлайн, 13 августа 2024 г.
Автостраховку «Синяя карта» могут расширить на Казахстан и Азербайджан
|
 Остальные материалы за 13 августа 2024 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|